Закрыть
Кабинет студента
E-mail
Пароль
Отзывы о работе центра по обучению 44 - ФЗ
Гарантии добросовестности МЦПК Ориентир
Курс Противодействия коррупции
Закажи книгу о подвиге ветерана


Рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Подача и рассмотрение жалобы в ФАС происходит в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 1 января 2022 г. ФЗ № 44 претерпел ряд значительных изменений, процедура подачи и рассмотрения жалоб также была изменена с целью упрощения и оптимизации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.


О том, как написать жалобу в ФАС, кто и в какие сроки может её подать, читайте в статье «Подготовка жалобы в ФАС по 44-ФЗ»

Порядок подачи жалобы в ФАС

Ч. 3 ст. 105 ФЗ № 44 определяет контрольные органы, которые уполномочены рассматривать жалобы и, соответственно, в которые необходимо направлять жалобы. Согласно данной части жалоба подаётся:

  • в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (т. е. в ФАС России) - при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд, а также при обжаловании действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки;
  • в контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (т. е. также в ФАС России) - при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд в рамках государственного оборонного заказа;
  • в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, - при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ;
  • в орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, - при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Рассмотрение жалобы по существу

Итак, жалоба подана с соблюдением всех требований законодательства и принята, значит наступает следующий этап - рассмотрение жалобы по существу.

ФЗ № 44 предусмотрены права лиц, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, во-первых, направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и, во-вторых, участвовать в её рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется не позднее 1 рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.

Нововведением с января 2022 года в процедуре рассмотрения жалобы стало право участия в рассмотрении жалобы по существу с использованием систем видео-конференц-связи (при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи).

Что происходит с закупкой при рассмотрении жалобы? Контрольный орган вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. При проведении электронных процедур такое приостановление осуществляется с использованием ЕИС при размещении информации о принятии жалобы к рассмотрению по существу. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключён до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

В какие сроки проходит рассмотрение жалобы в ФАС? Контрольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.

Особенности рассмотрения жалобы по существу:

  • контрольный орган вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у субъектов контроля указанные информацию и документы. Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов (в том числе органов государственной власти), органов местного самоуправления либо органов, подведомственных государственным органам (в том числе органам государственной власти) или органам местного самоуправления. В таком случае контрольный орган запрашивает такую информацию и документы самостоятельно;
  • рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе;
  • участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;
  • в день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе её отозвать непосредственно при рассмотрении;
  • субъекты контроля, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке. Представление указанных информации и документов не требуется в случае их размещения в соответствии с ФЗ № 44 на официальном сайте;
  • рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с критериями: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Такие результаты оценки могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.

Решения по результатам рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган:

  • принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной;
  • при необходимости принимает решение о составлении протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ, об обращении в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществлённых закупок недействительными в соответствии с ГК РФ;
  • при необходимости выдаёт предписание об устранении допущенных нарушений - обязательные для исполнения предписание об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Подведём итоги в цифрах - сроки на принятие, рассмотрение жалобы по существу и размещение результатов:

  • не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днём размещения жалобы в реестре жалоб, контрольный орган размещает в таком реестре информацию:
    • о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места её рассмотрения;
    • об отказе (с обоснованием такого отказа) в принятии жалобы к рассмотрению по существу;
  • не позднее 3 часов с момента размещения в реестре информации о принятии жалобы к рассмотрению по существу (об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу) участнику закупки, подавшему жалобу, субъекту (субъектам) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, соответствующие уведомления с использованием ЕИС о принятии жалобы либо об откаже в принятии жалобы;
  • в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы контрольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения;
  • не позднее 3 рабочих дней с даты принятия решения, выдачи предписания контрольный орган размещает решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, предписание об устранении допущенных нарушений (в случае его выдачи) в реестре жалоб, а также направляет копию таких решения, предписания лицам, направившим возражение на жалобу.
  • не позднее 3 часов с момента размещения в реестре жалоб решения (предписания) участнику закупки, подавшему жалобу, субъекту (субъектам) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, с использованием ЕИС направляются уведомления о размещении соответствующей информации в реестре.

Для жалоб на положения извещения, документации к закупке чаще всего выдаются предписания о внесении изменений в извещение, документацию с целью устранения допущенного нарушения, реже — об аннулировании закупки. В последнем случае заказчик вынужден разместить новую закупку.

Для жалоб о незаконном отклонении заявки по результатам рассмотрения заявок выдаются предписания об аннулировании составленных в ходе закупки протоколов, пересмотре заявок, проведении повторной закупки.

Вынесенное решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с даты его принятия.

Положения ФЗ № 44 исключают конкуренцию решений, вынесенных уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок органами различного уровня по жалобам на одни и те же действия (бездействие) субъектов контроля:

  • при наличии таких решений, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, подлежит выполнению решение, принятое федеральным органом исполнительной власти;
  • при наличии таких решений, вынесенных органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, подлежит выполнению решение, принятое органом исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии со ст. 107 ФЗ № 44 лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. А операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок и их должностные лица за указанные нарушения несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ, а также обязаны возместить убытки, причинённые лицам в результате неправомерных действий (бездействия), в том числе по разглашению информации, полученной в ходе проведения электронных процедур.

В заключении напомним, что существует два возможных способах обжалования соответствующих действий (бездействия) субъектов контроля - обжалование в судебном порядке (оспаривание), т. е. путём обращения в суд, и в порядке, предусмотренном главой 6 ФЗ № 44, т. е. во внесудебном (административном) порядке.

Также обратим внимание, что обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном главой 6 ФЗ № 44 (т. е. во внесудебном (административном) порядке), не является препятствием для обжалования (оспаривания) таких действий (бездействия) в судебном порядке. В связи с этим следует отметить, что обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном главой 6 ФЗ № 44 не является обязательным условием для оспаривания таких действий (бездействия) в судебном порядке. Иначе говоря, обязательный досудебный порядок урегулирования спора при обращении в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля не установлен.

Галушко Елена Владимировна
преподаватель ЧОУ ДПО МЦПК «Ориентир»
20.11.2023 г.