Обучение по 44-ФЗ и 223-ФЗ в Нижнем Новгороде.
Прежде чем говорить об обучении по 44-фз и 223-фз, приведём краткую справку о столице Нижегородской области. Нижний Новгород основан в 1221. В 1341-1392 г.г. столица Нижегородско-Суздальского княжества. В 19 - нач. 20 вв. Н. Новгород - крупнейший торгово-финансовый центр страны. Город был крупнейшим мировым центром оптовой торговли зерном.
Сейчас Нижний Новгород (в 1932–90 гг. Горький) — административный центр Нижегородской области. Он расположен при слиянии рек Ока и Волга, в 439 км к востоку от Москвы. Нижний Новгород — крупный речной порт и железнодорожный узел. В городе есть аэропорт, с 1985 года — метрополитен. Население — 1346,7 тыс. жителей (2001). Нижний Новгород — крупнейший промышленный, научный и культурный центр Поволжья. Среди ведущих отраслей городской промышленности: машиностроение, металлообработка (заводы «Металлист», «Красное Сормово»), автомобилестроение (ГАЗ). В городе также имеются предприятия чёрной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, химико-фармацевтической, деревообрабатывающей, стройматериалов, пищевой, лёгкой промышленности.
Экономический потенциал города неразрывно связан с улучшением процедур и инструментов управления бюджетными расходами. В связи с этим в регионе активно используется ресурс госзаказа. Так, на начало 2017 года на Официальном сайте Единой информационной системы (zakupki.gov.ru) зарегистрировано более 6000 заказчиков из города Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Реализацию всех этапов единого закупочного процесса обеспечивает федеральный закон от 5 апреля 2013 года №ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ). Требованиями данного закона предусмотрена обязанность заказчика по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере госзаказа. Данная обязанность реализуется, в том числе, путём прохождения курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки в соответствии с законами Российской Федерации. Повышение квалификации или переподготовка в этой сфере предполагает процесс обучения в рамках дополнительного профессионального образования.
Все программы курсов по 44-ФЗ и 223-ФЗ обновлены в соответствии с последними изменениями законодательства.
курса
(4 недели)
(3 недели)
(3 недели)
Все курсы по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Сведения о выданных удостоверениях о повышении квалификации передаются в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО).
Формы и методики обучения по 44-ФЗ.
Современная система образования предусматривает самые разнообразные формы и методики обучения: групповые и самостоятельные, очные и дистанционные. У каждой из них есть свои преимущества. В последнее время, как показывает практика, наиболее востребованным видом обучения по закупкам в Нижнем Новгороде является дистанционное обучение. Множество учебных центров предлагает данную форму обучения. Все они предоставляют заказчикам возможность пройти курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки без отрыва от работы. А главное, что обучаться можно независимо от места нахождения.
- В связи с этим мы хотели бы осветить следующие вопросы.
- В какой степени необходимо обучение?
- Кто обязан повышать квалификацию?
- Что дают обучающие курсы?
- Порядок повышения квалификации.
- Что должен уметь делать специалист, работающий в сфере госзакупок?
Ежегодно вступают в силу существенные изменения и дополнения в отечественное законодательство. Имеется в виду законодательство, связанное с закупочной деятельностью. Эти изменения могут влиять практически на все этапы госзакупок, начиная со стадии их планирования, обеспечения процесса размещения заказа до исполнения контракта. Участники госзакупок должны понимать, что несоблюдение хотя бы одного из требований законодательства может привести к последствиям. Здесь мы немного вас пугаем. Типичными последствиями являются отмена закупки вообще или признание уже заключённого с поставщиком контракта недействительным. Частыми последствиями могут быть существенные суммы штрафов, возлагаемые на должностных лиц и членов закупочных комиссий. Ну и самое серьёзное, это дисквалификация должностных лиц и даже уголовная ответственность. Поэтому своевременное повышение квалификации в области государственного заказа является очень важным вопросом.
В какой степени необходимо обучение?
Повышение квалификации в такой области, как госзакупки, должно осуществляться как можно чаще, а не только в плановом порядке, в силу динамично меняющегося законодательства. Прохождение обучения по контрактной системе даёт возможность грамотно управлять закупками всех уровней - государственными и муниципальными. Оно также позволяет достаточно уверенно себя чувствовать при работе в этой сфере. Это, так сказать, логический сознательный вывод. Но наряду с этим определённые профессиональные требования к лицам, работающим в контрактной системе, предъявляет и сам закон. Согласно федеральному закону от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе...», одним из основных принципов, лежащих в основе всей системы госзакупок, является принцип профессионализма заказчика. Он заложен в ст. 9 данного закона и гласит о том, что госзакупки должны осуществляться на профессиональной основе. К их проведению необходимо привлекать специалистов, имеющих знания и опыт работы в данной сфере. Таким образом, делаем ещё один вывод, необходимость иметь специальные навыки и знания для работы с госконтрактами прописана в статьях закона. А это, в свою очередь, означает, что заказчики должны предоставлять возможность роста и повышать уровень квалификации и профобразования своих сотрудников. Это касается всех заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность на всех уровнях, как государственном, так и муниципальном. Понятно, что речь идёт о сотрудниках, работающих в области закупочной системы. Как следствие, заказчики должны, должны и должны принимать меры к обучению сотрудников. Они же обязаны принимать меры к повышению уровня их квалификации. Тогда их сотрудники всегда будут в курсе особенностей работы и требований контрактной системы. И они не отстанут от веяний времени. Как говорится, профессионализм сотрудников есть залог репутации организации. Итак, делаем вывод, законодательство обязывает проходить обучающие курсы тех лиц, которые работают в области госзакупок.
Кто обязан повышать квалификацию?
Зачастую организации, работающие в контрактной системе, не ориентируются в вопросах обязательности повышения квалификации в области госзакупок. А ответы на эти вопросы надо знать. Кто обязан проходить обучение? Какова его периодичность? Несёт ли ответственность организация за отсутствие у специалиста подтверждающего его квалификацию документа? Немного проясним эти моменты. В обязательном порядке должны обучиться работе с госконтрактами перед тем как исполнять свои обязанности: сотрудники заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, работающие по контрактной системе, лица, которые входят в состав конкурсных, аукционных и других комиссий. Также в обязательном порядке проходят обучение контрактные управляющие, члены контрактной службы. Необходимыми знаниями и квалификацией должны обладать сотрудники органов, регулирующих и имеющих полномочия осуществлять контроль в данной области, а также аудиторов участников этой области. Вышесказанное относится и к работникам специализированных организаций, которые осуществляют отдельные функции. Которые, например, обеспечивают осуществление закупочного процесса, и выполняют другие функции при обслуживании госконтрактов. Вывод: сотрудники заказчика, работающие в контрактной системе, проходят обучение по 44-ФЗ в обязательном порядке. А что же насчёт сотрудника контрактной службы или контрактного управляющего? Допуск к закупочным процедурам они могут получить только при наличии законченного высшего или дополнительного профессионального образования в этой сфере.
Что дают обучающие курсы?
В основном обучающие курсы востребованы теми, кто только начинает работу, связанную с государственными и муниципальными закупками. Востребованы они и теми, чья трудовая деятельность уже была связана с закупочной деятельностью. Что делать человеку, который раньше никогда не был знаком с работой контрактной системы? Он сможет получить о ней представление и понять её работу на наших курсах повышения квалификации и переподготовки. Обучение по контрактной системе у нас выгодно отличается тем, что предполагает не только ознакомление с теорией. Обучающиеся также выполняют практические задания. Практика реализуется в форме деловых игр. Игры моделируют реальные ситуации, возникающие при организации закупочного процесса. Правильному восприятию и усвоению учебного материала помогает возможность общения и консультаций с преподавателями. Преподаватели отвечают на возникающие у обучающихся вопросы. После успешного прохождения курсов выдаётся удостоверение установленного образца. Данный документ подтверждает квалификацию специалиста в области госзакупок. Это важно для специалиста. Работодатель на собеседовании в первую очередь обращает внимание на то, имеет ли человек, претендующий на должность контрактного управляющего или сотрудника контрактной службы, документ о соответствующем образовании.
Порядок повышения квалификации.
Программы обучения по госзакупкам разрабатываются разными учреждениями образования. Какой-либо единой образовательной программы не существует. Тем не менее, существуют некие методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в интересующей нас сфере. Эти рекомендации разработаны Министерством экономического развития РФ и Министерством образования и науки РФ. Поэтому к выбору курсов повышения квалификации и программ обучения по госзакупкам, дистанционных или очных, надо подходить ответственно. Лучше отдавать предпочтение тем, которые разрабатывались с учётом данных методических рекомендаций. Всё-таки это дополнительные гарантии качества процесса образования.
Что должен уметь делать специалист, работающий в сфере госзакупок?
Очень многое он должен знать и обладать массой навыков. Да и спрос с него высокий.
Квалифицированный специалист по госзакупкам должен уметь делать следующее:
- Работать с документацией и базами данных.
- Работать в Единой информационной системе (ЕИС).
- Работать с вычислительной техникой.
- Адекватно и своевременно реагировать и отвечать на замечания и вопросы.
- Формировать начальную максимальную цену контракта (НМЦК).
- Уметь обосновать начальную максимальную цену контракта.
- Анализировать заявки, поданные для участия в закупочных процедурах.
- Оценивать результаты торгов.
- Составлять отчётность.
- Разрабатывать проекты контрактов.
- Формировать планы-графики и размещать их в ЕИС.
Специалисты должны также знать требования антимонопольного законодательства в сфере госзакупок. А ещё им надо ориентироваться в смежных разделах законодательства: в гражданском, бюджетном, земельном, трудовом и административном праве.
Особо отметим, что повышать свой уровень знаний в области госзакупок следует не только заказчикам, но и поставщикам. Организациям-поставщикам, которые принимают активное участие в торгах, надо знать не только требования законодательства к их проведению. Они должны знать виды и особенности процедур отбора, критерии определения победителя, порядок заключения контрактов. Полезно поставщикам будет и изучение практики по делам, связанным с госзакупками. Тогда они не попадутся на уловки заказчиков и избегут ошибок при участии в отборе.
Вывод: подготовку в области контрактной системы должны проходить специалисты и заказчиков, и поставщиков.
О преимуществах дистанционного обучения.
Обучение для заказчиков.
Обучение для поставщиков.
Ждём заказчиков и поставщиков Нижнего Новгорода на наших курсах обучения по 44-ФЗ и 223-ФЗ.