Закрыть


Памятка: обоснование начальной (максимальной) цены контракта по 44-ФЗ

 

Понятие начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

 

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) – это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой процедуре. Т. о. это сумма, которая выделяется заказчику для проведения закупки, и от которой в дальнейшем будут подаваться заявки.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, (ЦКЕП) – это фиксированное значение цены, определённое и обоснованное заказчиком. Т. о. это сумма, по которой заключается контракт с единственным поставщиком.

 

Что значит «обоснование» цены контракта?

 

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) — это процедура их определения посредством применения предусмотренных ФЗ № 44 методов.

 

Как заказчик обосновывает цену контракта?

 

НМЦК и ЦКЕП определяются и обосновываются по одинаковым правилам в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФЗ № 44).

Начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии со ст. 22 ФЗ № 44 определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Кроме указанных методов ФЗ № 44 предусмотрен иной метод определения и обоснования НМЦК в случае невозможности применения вышеперечисленных методов. При этом выбор иного метода заказчику необходимо обосновать.

Также в помощь заказчикам Министерством экономического развития РФ разработаны Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которые утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 г. № 567.

 

Всегда ли нужно обосновывать НМЦК?

 

Да. НМЦК устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) всеми конкурентными способами и должна пройти процедуру обоснования. Т. е. при проведении конкурсов (электронный конкурс, закрытый конкурс, закрытый электронный конкурс), аукционов (электронный аукцион, закрытый аукцион, закрытый электронный аукцион) и электронных запросов котировок НМЦК должна быть рассчитана в соответствии с нормами ФЗ № 44.

 

Всегда ли нужно определять цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком?

 

Да. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с нормами ФЗ № 44. При этом в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 6.1, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 - 35, 37 - 41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с нормами ФЗ № 44 и включает в контракт обоснование цены контракта.

 

На каком этапе нужно обосновывать цену контракта?

 

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, при подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о закупке.

 

Что делать, если рассчитанная цена превышает лимиты бюджетных обязательств, выделенные на данную закупку?

 

В соответствии с п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств заключают и оплачивают контракты в пределах лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). А согласно п. 3 ст. 219 БК РФ бюджетные обязательства принимаются путем заключения контрактов и иных договоров, а получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства и вносит изменения в ранее принятые бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО. Из этого следует что, если обоснованная заказчиком НМЦК оказалась больше имеющихся ЛБО, проводить закупку с такой НМЦК недопустимо. В этом случае заказчику требуется установить НМЦК в размере, не превышающем ЛБО. Для этого заказчик должен предпринять ряд мер. Так, Федеральное казначейство в письме от 22.12.2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791 придерживается мнения, что если при обосновании НМЦК обоснованная НМЦК превысила ЛБО, необходимо рассмотреть возможность уменьшения количества или объёма закупаемых товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, либо запросить увеличение доведенных ЛБО в установленном порядке. Если же ни то, ни другое по каким-либо причинам неосуществимо (например, не всегда представляется возможным уменьшить количество, а увеличение доведенных ЛБО может занять довольно длительное время), можно применить к обоснованной НМЦК понижающий коэффициент, позволяющий привести её к размерам ЛБО. Однако данный вариант не лишён определенных рисков, поскольку в настоящее время не существует формальных правил, позволяющих объективно оценить правомерность «занижения» НМЦК.

 

Что будет, если заказчик не обосновал НМЦК или нарушил порядок обоснования закупки, когда утверждал план-график?

 

Согласно ч. 1 ст. 7.29.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) включение в план-график закупок НМЦК (ЦКЕП), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ, влечёт наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20000 до 50000 руб.

Несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК в соответствии с ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП влечёт наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 10000 руб.

Нарушение порядка определения НМЦК государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа; нарушение порядка определения цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика обойдётся должностному лицу штрафом от 30000 до 50000 руб. в соответствии со ст. 7.29.1 КоАП.

Примечание: Размеры штрафов за нарушения указаны по состоянию на дату 20.02.2025 г. Основные составы административных правонарушений в сфере закупок содержатся в статье «Ответственность заказчиков по госзакупкам в рамках ФЗ № 44».

 


Галушко Елена Владимировна
преподаватель ЧОУ ДПО МЦПК «Ориентир»
20.02.2025 г.