Подготовка жалобы в ФАС по 44-ФЗ
Как написать жалобу в ФАС по 44-ФЗ
Несправедливые или некорректные действия заказчика причиняют прямой ущерб поставщику. Минимизировать ущерб от таких действий могут только профессионалы, которые грамотно обжалуют действия заказчика в ФАС. Профессионально подготовленная жалоба в ФАС по 44-ФЗ — это больше, чем написание очередного формального документа.
Какой должен быть подход к составлению жалоб в ФАС по 44-ФЗ
Написание жалобы — это как лечение у врача:
«Сначала вы рассказываете врачу о своей проблеме»
- Юрист внимательно выслушивает суть вашей жалобы;
«Потом врач изучает вашу историю болезни»
- Юрист тщательно изучает предоставленную вами документацию;
«Врач ставит диагноз»
- Юрист определят вероятность положительного решения ФАС по вашей жалобе;
«Лечит оперативно»
- Юрист в короткие сроки составляет аргументированную жалобу в ФАС, руководствуясь положениями ФЗ-44 и другими правовыми документами.
Вот что из себя должен представлять профессиональный процесс написания жалобы.
Для кого эта услуга?
Услуга по составлению жалоб в ФАС (44-ФЗ) предназначена для поставщиков, попавших в спорную ситуацию в сфере госзакупок.
На кого может быть подана жалоба в ФАС? Жалоба в ФАС может быть подана на:
- заказчика;
- уполномоченный орган;
- уполномоченное учреждение;
- специализированную организацию;
- комиссию по осуществлению закупок, её членов;
- должностное лицо контрактной службы;
- контрактного управляющего;
- оператора электронной площадки;
- оператора специализированной электронной площадки.
При проведении каких закупок может быть подана жалоба в ФАС? Жалоба в ФАС может быть подана в спорной ситуации при проведении конкурентных способов, а также при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 ФЗ № 44.
Кто может подать жалобу в ФАС? Жалобу на положения извещения, документации о закупке может подать любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, при этом не имеет значения, участвует ли такое лицо в обжалуемой закупке или нет. Но если срок подачи заявок на участие в закупке окончен, то обжалование может осуществляться только участником, подавшим заявку на участие в такой закупке.
В какой срок можно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ? Подача жалобы допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее 5 дней со дня, следующего за днём размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учётом некоторых особенностей:
1) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений;
2) жалоба на действия (бездействие) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, совершённые при аккредитации участника закупки на площадке, при направлении оператору площадки заявки на участие в закупке, при размещении на площадке предварительного предложения, может быть подана не позднее 5 дней со дня совершения обжалуемых действий (бездействия);
3) жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершённые при заключении контракта после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), может быть подана участником закупки, с которым заключается контракт, или участником закупки, признанным уклонившимся от заключения контракта, не позднее даты заключения контракта.
В какой форме можно подать жалобу в ФАС? Жалобу в ФАС можно подать исключительно с использованием функционала единой информационной системы (ЕИС) https://zakupki.gov.ru, при этом жалобы на закрытые конкурентные способы подаются только в письменной форме (т. е. без использования ЕИС).
Можно ли отозвать поданную ранее жалобу в ФАС? Жалобу можно отозвать с использованием функционала ЕИС до даты её рассмотрения по существу путём формирования и размещения информации об отзыве жалобы. В этом случае жалоба по существу не рассматривается. При этом такой участник закупки не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершённые при осуществлении закупки, в отношении которой поданная жалоба отозвана.
В какие сроки проходит рассмотрение жалобы в ФАС? Контрольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
Из нашей практики:
Электронный аукцион — необоснованное отклонение 1 части заявки: комиссия признала 1 часть заявки несоответствующей требованиям инструкции по заполнению заявки, так как участник удалил слова «не более», «не менее» в неизменных показателях, а также содержащей указания на несуществующий товарный знак. В ходе рассмотрения жалобы мы доказали, что указание конкретных показателей товара не может повлечь негативных последствий для заказчика в отношении приобретения и использования товара, а также предоставили документы, подтверждающие правильность указания товарного знака. Заказчику было выдано предписание о пересмотре 1 частей заявок, заявка нашего клиента была допущена к аукциону. (Номер закупки в ЕИС 0858300003317000016).
Электронный аукцион — необоснованное отклонение заявок по 2 части: комиссия признала 2 часть заявки участника электронного аукциона, сделавшего лучшее ценовое предложение, несоответствующей требованиям документации, сославшись на то, что участником предоставлены копии исполненных контрактов, не относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается контракт (то есть на отсутствие подтвержденного опыта выполнения аналогичных работ). В рамках жалобы мы доказали, что участником предоставлен соответствующий контракт, подтверждающий опыт выполнения аналогичных работ. Заказчику было выдано предписание о пересмотре вторых частей заявок, контракт был подписан с нашим клиентом. (Номер закупки в ЕИС 0358300312817000012).
Ограничение конкуренции при участии в закупках: заказчик установил в качестве критерия оценки наличие действующего сертификата соответствия системы менеджмента безопасности пищевой продукции ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ИСО 22000:2005). Нами была подана жалоба на положения конкурсной документации. В результате рассмотрения жалобы нами было доказано, что установленный заказчиком критерий оценки ограничивает права и законные интересы участников закупки, поскольку в документации отсутствует объективное влияние значимости данного критерия на качество оказания услуг. Заказчику выдано предписание о внесение изменений в документацию. (Номер закупки в ЕИС 0318100047918000183).
Галушко Елена Владимировна
преподаватель ЧОУ ДПО МЦПК «Ориентир»
20.11.2023 г.