Роль образовательных интернет-порталов в дистанционном обучении. Технологии дистанционного образования.
Мищенко Галина Викторовна, Шматова Ирина Владимировна (grafik@rostovgrad.ru)
Негосударственное образовательное учреждение межрегиональный центр повышения квалификации «Ориентир» (ЧОУ ДПО МЦПК «Ориентир»), г. Ростов-на-Дону
Аннотация
Рассмотрены преимущества дистанционного обучения в образовательном процессе. Определены виды и приемы, используемые в дистанционном обучении и контроле получаемых знаний с помощью образовательного интернет-портала. Сделан вывод о том, что современный обучающий портал — это единая среда интерактивного взаимодействия как для обучающихся, так и для преподавателей.
По мере развития современной системы образования широко разрабатываются и внедряются новые формы и технологии, призванные улучшить качество и привлекательность обучения.
Одной из таких форм, несомненно, является дистанционное образование, а именно обучение с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Такая форма обучения имеет широкие возможности для применения, поскольку кроме базовых навыков владения компьютером и наличия подключения к сети Интернет нет ограничений для ее использования обучающимися.
Внедрение дистанционного образования представляет особую важность для специалистов, которым в рамках своей профессии и при текущей трудовой деятельности на определенной должности необходимо поддерживать и постоянно повышать квалификацию, что крайне сложно при непрерывности процесса производства. А используя технологию дистанционного образования, можно повышать уровень своих знаний без отрыва от работы.
ПРОЙТИ ТЕСТ ПО ГОСЗАКУПКАМ (бесплатно и без регистрации)
Рассмотрим несомненные плюсы дистанционного обучения как отдельной формы обучения:
- Дистанционное обучение не требует личного присутствия в учебном заведении, а это — экономия времени и денег на проезд к месту обучения.
- Дистанционное обучение не привязано к жесткому графику учебных занятий, соответственно, обучающийся может планировать режим обучения в зависимости от наличия свободного времени.
- Дистанционное обучение не привязано территориально к конкретному городу или региону, а это значит, что обучающийся получает необходимые знания, осознанно выбрав учебное заведение, реализующее дополнительные профессиональные программы обучения независимо от его местонахождения.
- Стоимость дистанционного обучения, как правило, ниже, чем других форм обучения, что обусловлено снижением затрат образовательных учреждений при внедрении современных информационных технологий.
Помимо того что дистанционное обучение удобно и доступно, оно приучает обучаемого прежде всего к самодисциплине, т. к. программы повышения квалификации, несмотря на достаточно «гибкий» график, требуют освоения материала в рамках жесткой программы, временные рамки которой четко ограничены.
Примером обучающего интернет-портала, в котором самостоятельное изучение лекционного материала и выполнение практических заданий сочетается с интерактивными интернет-консультациями преподавателя, является портал, эксплуатируемый уже два года в нашем учреждении, предназначенный для дистанционного повышения квалификации в области госзакупок. Время на консультации определено учебным планом программы и отражено в расписании, что позволяет обучаемому заранее подготовить вопросы преподавателю и сразу получить на них ответы. Консультации осуществляются с использованием электронных средств для удаленного общения. К назначенному времени обучающийся должен проработать учебные материалы, сформулировать вопросы, обозначить спорные моменты (по аналогии с обычными консультациями при дневной форме обучения).
По сути такой образовательный портал представляет собой виртуальное учебное заведение с интерактивным процессом обучения. Обучаемый занимается в выбранной им группе и получает доступ к ресурсам обучающей программы через личный кабинет, то есть имеет постоянный доступ к различным сервисам, необходимым для непрерывного процесса обучения, в том числе:
- Лекционные материалы — авторские тексты, разработанные преподавателями под конкретную образовательную программу.
- текстовых лекций;
- аудиолекций;
- видеоуроков.
- Интерактивное расписание — календарный план занятий, сроки контроля знаний, сдачи контрольных работ и консультаций с преподавателями.
- Доска объявлений — сервис для общения обучаемого и преподавателя, который дает возможность размещать и получать как личные вопросы и консультации, так и групповые.
- Электронная библиотека — сборник рекомендуемых дополнительных материалов к основной программе обучения и полезных ссылок на интернет-ресурсы.
- Часто задаваемые вопросы.
- Виртуальная зачетка.
Лекционные материалы представлены в виде:
Текстовые лекции возможно сохранить на свой компьютер, распечатать либо читать на портале. Текстовые лекции содержат активные ссылки на вспомогательные материалы, что очень удобно для полного усвоения изучаемого вопроса.
Личный кабинет слушателя воспроизводит стандартный процесс обучения и предоставляет обучаемому максимальные возможности для полноценного усвоения образовательных программ.
Отдельно стоит выделить технологии, используемые для контроля знаний обучаемых. Помимо стандартных контрольных и курсовых работ на образовательном интернет-портале реализованы:
- деловые игры;
- 4 вида тестирования;
- интерактивные диктанты.
Деловые игры — это вид контроля знаний обучаемого, при котором создается имитация реальной рабочей ситуации и оценивается правильность действий обучаемого, находящегося в данной ситуации. Деловые игры помогают слушателю оценить свои способности при реализации теоретических знаний на практике.
Тестирование включает в себя использование различных видов тестов, например:
- одновариантные — тесты, при решении которых слушателю нужно выбрать из предоставленного множества один ответ на заданный вопрос;
- многовариантные — тесты, при решении которых слушателю нужно выбирать несколько правильных ответов на поставленный вопрос;
- адаптивные — тесты, при решении которых слушатель должен самостоятельно сформулировать ответ на заданный вопрос;
- тесты сопоставления — тесты, при решении которых слушатель должен сопоставить имеющиеся ответы соответствующим им вопросам.
Интерактивный диктант — интерактивный учебный сервис, в котором слушателям предоставляется возможность проверить свои знания русского языка путем подбора правильных вариантов букв, знаков препинания, словосочетаний в тексте диктанта.
Описанные выше варианты контроля знаний обучаемого позволяют, с одной стороны, качественно и всесторонне оценить полученные знания, с другой стороны, выявить «слабые места» обучаемых, дать полезные советы и консультации, обратить внимание всех обучающихся на часто совершаемые ошибки.
Следует отметить, что дистанционное обучение — это не только использование интерактивной системы обучения для слушателя, но и наличие своей интерактивной системы для разработки создания программы обучения преподавателем. Образовательный интернет-портал позволяет преподавателям нашего учреждения самостоятельно размещать, редактировать лекционный материал, контролировать прохождение промежуточного контроля с помощью специальных сервисов. Преподаватель загружает файл контрольной работы, деловой игры, а программное обеспечение портала самостоятельно в нужное время отправит файл обучаемому для прохождения задания и уведомит преподавателя об исполнении задания. Портал контролирует процесс сдачи промежуточного и итогового задания, определяет время его прохождения и выдает результат для ознакомления.
Таким образом, современный интернет-портал дистанционного обучения — это единый электронный учебный центр, включающий различные учебные курсы, системы контроля успеваемости и обратной связи между преподавателями и слушателями. Создание и развитие такого центра является важным шагом для развития системы образования, информационных технологий и подготовки квалифицированных специалистов.
При выборе той или иной программы повышения квалификации, реализованной дистанционно, необходимо обратить внимание на ее технологическую составляющую, потому что именно от технологических возможностей обучающих ресурсов зависят результаты полученных знаний.
Литература
1. Иванченко Д. А. Роль интернет-пространства в формировании образовательной информационной среды // Дистанционное и виртуальное обучение: журн. 2011. № 2. С. 19-31.2. Киселева Н. А. Методическое обеспечение контроля знаний и умений студентов по экономическим дисциплинам. URL http://do.gendocs.ru/docs/index-199748.html?page=2.
3. Дистанционное образование. URL //gz-dist.ru/edu.htm