Специалист по закупкам: обучение, требования, профстандарты.
Эксперт в сфере закупок.
Зачастую человека, занимающегося госзакупками, называют специалистом по закупкам или экспертом в сфере закупок. Согласитесь, часто приходилось слышать такие слова: «Обращайтесь к Иван Ивановичу, он у нас специалист по закупкам». Действительно, мы давно употребляем в обиходе такие формулировки, как: специалист по закупкам или эксперт в сфере закупок, так как практически к любому работнику, задействованному в сфере закупок, можно их применить. Исключением могли быть только чиновники в аппарате госорганов, где их должности приблизительно так и назывались. Но время идёт, ситуация меняется, и вот теперь на законодательном уровне официально утвердили понятия: специалист по закупкам и эксперт в сфере закупок, для чего разработали специальные документы — профессиональные стандарты. К ним относятся Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок» и Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
Специалист по закупкам: обучение.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ 44) все заказчики, попадающие под действие этого закона, в своей организации должны иметь лиц с высшим или дополнительным профессиональным образованием в сфере закупок, которые бы являлись работниками контрактной службы или контрактным управляющим. При этом ФЗ 44 устанавливает функции и полномочия, которые должен выполнять работник контрактной службы или контрактный управляющий. То есть, иными словами, статья 38 ФЗ 44 говорит о том, что лица, которые будут заниматься госзакупками, должны быть профессионалами, обладать специальными знаниями и навыками, опытом в области госзакупкок. Для этого руководитель организации должен позаботиться о профессиональной переподготовке или о повышении квалификации своих кадров в сфере госзакупок. Помимо этого, статья 9 ФЗ 44 содержит положения, чётко указывающие на то, что к госзакупкам должны привлекаться именно квалифицированные специалисты (а значит обученные).
ПРОЙТИ ТЕСТ ПО ГОСЗАКУПКАМ (бесплатно и без регистрации)
Специалист по закупкам: требования.
А требования к квалификации работников контрактной службы и контрактных управляющих, необходимые им для выполнения определённой трудовой функции, связанной с госзакупками, устанавливают именно профессиональные стандарты (Приказы № 626н и 625н).
Но всем ли обязательно применять данные профстандарты?
1 июля 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ, регулирующее особенности применения профстандартов различными предприятиями и учреждениями (Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности», далее — ПП № 584).
Так, согласно ч. 1 и ч. 2 ПП № 584 государственным и муниципальным учреждениям, ГУПам, МУПам и т. д. не нужно в обязательном порядке обеспечивать соответствие своих работников требованиям к квалификации, установленным для выполнения той или иной трудовой функции в профессиональных стандартах. Данное соответствие должно обеспечиваться учреждениями поэтапно на основе утверждённых планов по организации применения профстандартов в срок до 01.01.2020 г.
При этом в соответствии со ст. 195.3 Трудового Кодекса РФ, если данным кодексом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. А как уже выше отмечалось, в ФЗ 44 установлено, что работники контрактной службы и (или) контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок. Учитывая, что в российском законодательстве по общему правилу Федеральные законы имеют большую юридическую силу, чем Постановления Правительства РФ, то уже сейчас в части наличия требуемого образования к «специалистам по закупкам» и «экспертам в сфере закупок» все организации, попадающие под действие ФЗ 44, должны выполнять требования соответствующих профессиональных стандартов вне зависимости от названного выше срока.
В целом для руководителя организации все установленные в профстандартах требования должны стать основой для определения требований к квалификации сотрудников, подбора и расстановки кадров, организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между работниками, определения трудовых обязанностей работников.
Эксперте в сфере закупок: требования.
Если говорить об эксперте в сфере закупок, то основным видом профессиональной деятельности эксперта является изучение и оценка предмета экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Эксперт в сфере закупок должен пройти обучение по программам повышения квалификации /или программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. Что же касается специалиста по закупкам, то основным видом профессиональной деятельности является контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Специалист по закупкам должен либо уже иметь, либо пройти обучение по программам повышения квалификации и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Приказами № 626н и 625н достаточно подробно и чётко определены:
- трудовые функции, возлагаемые на эксперта в сфере закупок и на специалиста по закупкам;
- возможные наименования должностей, которые руководитель организации может у себя в организации установить (например, в зависимости от вида (рода), выполняемой трудовой функции, например, может быть установлена такая должность как «старший специалист по закупкам», «консультант по закупкам», в том числе «работник контрактной службы», «контрактный управляющий»);
- требования к наличию определённого уровня образования;
- требования к обучению (к виду обучающих программ);
- требования к опыту работы;
- требования к знаниям и умениям, которые необходимы специалисту по закупкам и эксперту в сфере закупок для выполнения ими своих трудовых функций.
По сути данные профстандарты являются некой помощью и основой для понимания руководителем, кто из его работников будет выступать специалистом по закупкам, а кто экспертом в сфере закупок.
Специалист по закупкам: профстандарты.
Требования, которые предъявляет ФЗ 44 и профессиональные стандарты к сотрудникам контрактной службы заказчика, контрактным управляющим, членам комиссии, руководителям организаций заказчиков, то есть к специалистам и экспертам в сфере закупок, безусловно, являются объективными и необходимыми. В первую очередь потому, что от данных категорий сотрудников во многом зависит правильное и рациональное расходование бюджетных средств. Именно от их работы по формированию документации о закупках, описанию объекта закупки, максимально удовлетворяющему потребности заказчика, зависит возможность достижения оптимального баланса между нуждами заказчика и их удовлетворением по минимальной цене. От работы специалистов и экспертов в сфере закупок также зависит соблюдение принципов защиты конкуренции среди участников закупок.
Необходимость добросовестного выполнения обязанностей специалистов и экспертов в сфере закупок определена на законодательном уровне и поддержана развитой системой применения мер административной ответственности за их нарушения. Так, в статьях Кодекса об административных нарушениях РФ содержится более 50 составов административных правонарушений в сфере контрактной системы. Применяемые при этом санкции предусматривают выплату штрафов за данные нарушения. Таким образом, введена персональная ответственность специалистов и экспертов в сфере закупок за нарушения положений законодательства о контрактной системе. В связи с этим повышаются требования к данной категории сотрудников работодателями, то есть заказчиками, в том числе к их обучению по ФЗ-44. Кроме того, сами сотрудники – специалисты по закупкам и эксперты в сфере закупок должны проходить обучение и самостоятельно повышать свой профессиональный уровень знаний и умений, так как от этого зависит эффективность их работы и возможность применения административных санкций.
В заключении хотелось бы отметить, что какой бы список требований ни был, одним из самых главных является обучение специалистов по закупкам и экспертов в сфере закупок. Без этого невозможно выполнять, знать, уметь и ориентироваться в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок. При этом проходить обучение специалистам по закупкам, экспертам в сфере закупок допустимо абсолютно в любой форме: очной, очно-заочной, в том числе дистанционной без отрыва от работы (профстандарты не регулируют вопросы формы и способа обучения). На сегодняшний день существует множество различных курсов и программ повышения квалификации (включая программы профессиональной переподготовки). Поэтому вполне доступно пройти обучение и, как следствие, повысить свою квалификацию, приобрести знания, умения по должности «специалист по закупкам» или «эксперт в сфере закупок».
Мезина Алла Александровна
юрисконсульт ЧОУ ДПО МЦПК «Ориентир»
14.03.2017 г.