Закрыть
Кабинет студента
E-mail
Пароль
Отзывы о работе центра по обучению 44 - ФЗ
Гарантии добросовестности МЦПК Ориентир
Курс Противодействия коррупции
Закажи книгу о подвиге ветерана

Контрактная служба и комиссия по осуществлению закупок.

1. Контрактная служба и контрактный управляющий

Федеральный закон РФ № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в статье 38 определяет в качестве одного из основных субъектов контрактной системы контрактную службу (контрактного управляющего).

Необходимость создания контрактной службы возникает у заказчика, если совокупный годовой объем закупок превышает 100 миллионов рублей (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

Если совокупный годовой объем не превышает 100 миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, то заказчик назначает контрактного управляющего, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Примечание: в ситуации, когда общий годовой объем закупок не превышает 100 млн рублей и у заказчика назначен контрактный управляющий, а в следующем году объем закупок достигнет 100 млн, то заказчик будет обязан заменить контрактного управляющего на контрактную службу.

 

Таким образом, создавать контрактную службу заказчик имеет право независимо от общего годового объема закупок (даже если он менее 100 млн рублей), а вот назначить контрактного управляющего заказчик не имеет права, если общий годовой объем закупок превышает 100 млн рублей, в этом случае для заказчика обязательно требование о создании контрактной службы. 

Примечание:  согласно п. 16 ст.3 ФЗ № 44 совокупный годовой объем закупок - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. 

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок разрабатывает и утверждает типовое положение (регламент), на основании которого заказчик должен будет разработать свое положение (регламент), которым будет руководствоваться контрактная служба в своей деятельности.

Важно! Создание специального структурного подразделения для сотрудников, входящих в состав контрактной службы, или для контрактного управляющего не является обязательным для заказчика. В случае если заказчиком принято решение о создании контрактной службы как структурного подразделения, то результат такого решения должен быть отражен в локальном документе организации (обычно структурное подразделение создается приказом руководителя). Однако заказчик имеет право возложить полномочия контрактной службы или контрактного управляющего на сотрудников заказчика без создания структурного подразделения.

Внимание! С 27 ноября 2020 г. действует приказ Минфина России от 31.07.2020 № 158н «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее – Приказ № 158н). Соответственно с этой даты признан утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе».

Согласно Приказу № 158н контрактная служба в учреждении может быть создана несколькими способами:

Первый способ — создание контрактной службы путем образования отдельного структурного подразделения;

Второй способ — создание контрактной службы путем утверждения постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы, без образования отдельного подразделения.

Что касается численности, она утверждается заказчиком и не может быть менее 2 человек.

Функции и полномочия, которые осуществляют контрактная служба, контрактный управляющий, перечислены в ч. 4 ст. 38 ФЗ № 44, схематично их можно представить следующим образом:

 

Из перечисленных функций и полномочий следует, что их перечень является открытым, следовательно, ФЗ № 44 может расширить функции и полномочия контрактной службы (контрактного управляющего).

В типовом положении о контрактной службе, утвержденном Приказом Минфина России № 158н, также содержится подробный перечень функций и полномочий контрактной службы. Однако он также при необходимости может быть расширен. 

При централизации закупок, если полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не переданы соответствующему уполномоченному органу, то такие полномочия осуществляются контрактной службой (контрактным управляющим). При этом контрактная служба (контрактный управляющий) несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

Работниками контрактной службы, контрактным управляющим могут быть только лица, имеющие высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке). 

Внимание! Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ № 44 руководитель заказчика, руководитель контрактной службы, работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с ч. 23 ст. 34 ФЗ № 44.