Закрыть

Контрактный управляющий. Обучение по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Наименование курса
Продолжительность
курса
Изучаемый закон
Стоимость

«Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд»

Учебный план переподготовки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

256 часов
(8 недель)
ФЗ-44 + ФЗ-223
9 800 руб.

Все курсы

Кто такой контрактный управляющий?

Контрактный управляющий — это ключевой специалист в сфере государственных закупок, ответственный за организацию и проведение процедур по широко известному федеральному закону 44-ФЗ. В настоящей статье мы подробно рассмотрим, кто может стать контрактным управляющим, какие обязанности он выполняет, и какие требования к нему предъявляются.

Контрактный управляющий является значимым специалистом, обеспечивающим законность и эффективность закупок в организации. Он является должностным лицом, ответственным за организацию и проведение закупок, а также исполнение контрактов в организации. Одна из его главных задач обеспечивать экономию бюджетных средств при закупке необходимых товаров, работ и услуг. Его назначение является обязательным, если годовой объём закупок заказчика не превышает 100 млн рублей, и в организации отсутствует контрактная служба.

Определим перечень задач, выполняемых контрактным управляющим:

  • Обеспечение потребностей заказчика в товарах, работах и услугах;
  • Экономия бюджетных средств при проведении закупок;
  • Обеспечение соблюдения законодательства о контрактной системе;
  • Планирование и организация закупок;
  • Контроль исполнения контрактов;
  • Взаимодействие с поставщиками;
  • Ведение документации.

Если исходить из перечня выполняемых задач, то функции контрактного управляющего можно разделить на две группы. Это — функции по работе с документацией и организационные функции. К работе с документацией относятся: подготовка и размещение планов-графиков закупок; создание и размещение извещений о закупках; разработка документации о закупках; формирование проектов контрактов; подготовка приглашений для закрытых способов определения поставщиков. К организационным функциям относятся: проведение консультаций с поставщиками; определение наилучших цен и технологий; обеспечение процесса закупок; участие в рассмотрении жалоб, претензий; подготовка материалов для претензионно-исковой работы.

Какие же требования предъявляются к контрактному управляющему?

Для того, чтобы работать контрактным управляющим, необходимо иметь высшее образование по любой специальности, даже не имеющей отношения к экономике или юриспруденции. Однако, есть и второе требование к персоне, претендующей на эту должность. Ей необходимо иметь дополнительное образование в сфере государственных и муниципальных закупок. Таким образованием может быть либо профессиональная переподготовка в сфере закупок, либо достаточно пройти повышение квалификации в сфере закупок.

Никаких требований к опыту работы того, кто хочет стать контрактным управляющим, нет. Но всё же, полагаем, работодатель предпочтёт взять в штат человека с практическим опытом работы в госзакупках.

Необходимо понимать, что на лицо, работающее контрактным управляющим, накладываются определённые ограничения и прямые запреты. Контрактный управляющий не имеет права вести переговоры с потенциальными поставщиками до определения победителя. Исключение составляют только случаи, прямо предусмотренные законодательством. Ему также запрещено раскрывать сведения, ставшие известными в ходе определения поставщика. Также должна быть полностью исключена личная заинтересованность в заключении и исполнении контракта. Эти ограничения направлены на обеспечение прозрачности закупок и предотвращение конфликта интересов при проведении торгов.

Большая ответственность возложена на контрактного управляющего за допущенные нарушения в ходе выполнения работы. Прежде всего, он несёт административную ответственность как должностное лицо. Штрафы, налагаемые на него, весьма велики. Например, за неразмещение плана-графика штраф составляет до десяти тысяч рублей, а нарушение сроков заключения контракта — до 30 тысяч рублей. Но самое серьёзное — это потенциальный риск признания проведённых процедур закупок недействительными. Также важно отметить, что нарушения со стороны контрактного управляющего могут повлечь не только персональную ответственность. Они могут привести к наложению крупных штрафов на организацию-заказчика (например, за заключение контракта с нарушением условий, предусмотренных извещением, повлекшее увеличение цены контракта, штраф составляет сумму до четырёхсот тысяч рублей).

Очевидно, что при таких высоких требованиях к работе контрактного управляющего, он должен быть весьма принципиальным и ответственным специалистом с широким диапазоном знаний и умений.

Поэтому дальше речь пойдёт о процессе подготовки такого специалиста.

Овладение базовыми знаниями.

Обучение контрактного управляющего по 44-ФЗ

Конечно, в первую очередь, на курсах повышения квалификации или профессиональной подготовки контрактный управляющий должен изучить основные положения базового закона 44-ФЗ. Это — федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Общая правовая грамотность ему тоже не помешает. Поэтому статьи гражданского, бюджетного кодексов, кодекса об административных правонарушениях, касающиеся вопросов закупок, он должен изучить. И даже статьи уголовного кодекса в части ответственности за нарушения в сфере закупок ему стоит знать.

Обучение контрактного управляющего по 44-ФЗ должно содержать некоторые организационные аспекты. К ним относятся: планирование закупок, формирование плана-графика, умение составлять документацию о закупке, знание различных способов определения поставщиков и особенностей заключения и исполнения контрактов. Для этого контрактный управляющий должен уметь безошибочно работать с документацией. Поскольку именно в его ведении находятся и составление планов-графиков, и разработка проектов контрактов, и формировании конкурсной и аукционной документации, и подготовка протоколов.

В сфере экономики контрактный управляющий должен также обладать широким спектром знаний. Стоит выделить из них следующие: методы определения начальной (максимальной) цены контракта, правила расчёта и обоснования цены, особенности формирования смет, порядок применения антидемпинговых мер.

Дополнительно отметим, что в процессе обучения контрактный управляющий должен приобрести навыки работы в ЕИС — единой информационной системе, навыки работы с электронными документами, ну и, конечно, навыки использования специализированных площадок для проведения торгов.

Личные качества контрактного управляющего также играют немалую роль в его повседневном труде. Он должен уметь вести деловые переговоры, иметь аналитические способности для адекватного восприятия рыночной конъюнктуры, владеть профессиональной этикой. Должен обладать способностями оценивать квалификацию поставщиков и грамотно контролировать исполнение контрактов.

Итак, по окончании обучения контрактный управляющий приступает к работе, используя полученные знания. А какие именно знания должны были ему дать, можно понять из перечня его функциональных обязанностей.

Функциональные обязанности контрактного управляющего.

Рассмотрим их, исходя из логики последовательности закупочных действий.

Стадия первая — планирование закупок. На этой стадии контрактный управляющий проводит консультации с поставщиками для определения степени конкуренции, выбора лучших технологий и формирования понимания качества предоставляемых услуг или поставляемых товаров. То есть, в итоге ему надо сориентироваться на соответствующем рынке. Систематизировав информацию и основываясь на полученной информации, контрактный управляющий может приступать к обоснованию закупок.

Стадия вторая — организация закупок. На этой стадии производится подготовка и размещение необходимой документации в единой информационной системе в сфере закупок. А именно: документации о закупках, извещений о проведении закупок, проектов контрактов.

Стадия третья — определение поставщиков товаров, работ, услуг. На этой стадии выделяются два конкурентных способа определения поставщика — закрытый и открытый. В случае закрытого способа контрактный управляющий готовит и отправляет приглашения конкретным поставщикам принять участие в процедурах закупок. В обоих же случаях организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по проведению закупок является обязанностью контрактного управляющего.

Стадия четвёртая — заключение контракта. На этой стадии обязанностями являются рассмотрение банковских гарантий, предоставленных поставщиками, и контроль правильности исчисления и уплаты денежных сумм по банковской гарантии, а также организация заключения контракта.

Стадия пятая — исполнение контракта. Контрактный управляющий отвечает за организацию приёмки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. В случае поэтапного выполнения контракта, роль управляющего важна на каждом этапе. К обязанностям контрактного управляющего, естественно, относятся и проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги и обеспечение создания приемочной комиссии. Контроль и организация своевременных расчётов с поставщиком — также компетенция контрактного управляющего. В случае необходимости изменения или расторжения контракта взаимодействие с поставщиком осуществляет контрактный управляющий.

Стадия шестая необязательная, но возможная и неприятная. Просто перечислим обязанности контрактного управляющего на этой стадии:

  • направление поставщику (подрядчику, исполнителю) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней);
  • направление поставщику (подрядчику, исполнителю) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней);
  • участие в рассмотрении дел об обжаловании действий заказчика;
  • подготовка материалов для выполнения претензионной работы;
  • организация включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) необходимой информации.

Дополнительно отметим, что на каждой из этих стадий контрактный управляющий должен понимать, что в ряде случаев существует много особенностей в осуществлении закупок. И это может усложнить работу. Эти особенности определяются как самим законом ФЗ-44, так и специальными законами для соответствующих отраслей экономики. Перечислим случаи возникновения особенностей:

  • заключение государственных контрактов с малым бизнесом;
  • закупки подрядных работ в строительстве;
  • закупки в сфере образования;
  • закупки в области здравоохранения.

Во всех этих случаях контрактному управляющему надо знать и учитывать множество специфических моментов.

Как мы видим, круг обязанностей контрактного управляющего невероятно широк и сложен. Что можно ему порекомендовать? Несколько банальных, но верных советов мы дадим.

Советы контрактному управляющему.

Совет первый. Регулярно проходить повышение квалификации в области госзакупок. Нормативные документы рекомендуют делать это не реже, чем раз в три года. Скажем прямо, если в законодательстве произошли существенные изменения, записывайтесь на курсы повышения квалификации незамедлительно. Только убедитесь, что эти курсы «успели» за изменениями в законодательстве и своевременно произвели обновление.

Совет второй. Следить за изменениями законодательства. Мелкие изменения вы и сами учтёте в своей работе. В случае существенных изменений, записывайтесь на курсы повышения квалификации незамедлительно. (См. совет первый.)

Совет третий. Принимать участие в профессиональных сообществах. На форумах в Интернете и в социальных сетях есть множество групп, обсуждающих самые сложные случаи и нестандартные ситуации из сферы госзакупок.

Совет четвёртый. Изучать судебную практику. Конечно, можно воспользоваться справочно-правовой системой «Гарант» или «Консультант». Но существенный интерес представляет и сайт Верховного суда Российской Федерации www.vsrf.ru.

Совет пятый. Личный опыт. Ничто не запоминается лучше, чем собственные «синяки и шишки». Да и личное общение с поставщиками, членами конкурсной комиссии весьма будет стимулировать быстрый рост профессионализма контрактного управляющего.

Всегда стоит помнить, что контрактный управляющий несёт персональную ответственность за свои действия и поступки. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

Далее мы дадим неочевидные советы контрактному управляющему.

Неочевидный совет первый. Ведите учёт типовых ситуаций и способов их решения.

Советы контрактному управляющему

Во-первых, просто составьте перечень ситуаций, с которыми вы предполагаете часто сталкиваться по работе. Если что-то вы не учли в перечне, то далее, столкнувшись с новой ситуацией, вы его дополните.

Перечень может выглядеть так:

  1. Порядок размещения извещений о проведении закупки.
  2. Расчёт штрафов и пеней по контракту.
  3. Порядок действий комиссии при проведении конкурса.
  4. Алгоритм проведения электронного аукциона на электронной площадке.
  5. Порядок составления плана-графика.
  6. Последовательность действий по разработке технического задания.
  7. Последовательность действий по разработке документации об электронном аукционе.
  8. и т. д., и т. п.

Во-вторых, по каждой ситуации составьте последовательность действий в данной ситуации. Возьмём для примера следующую ситуацию.

Последовательность действий по разработке технического задания.

  1. Порядок размещения извещений о проведении закупки.
  2. Определить потребность в объекте закупки;
  3. Проверить наличие объекта закупки в плане-графике;
  4. Подобрать коды продукции по классификатору;
  5. Изучить рынок данной продукции;
  6. Скорректировать (при необходимости) способ закупки, применение преимуществ и (или) ограничений;
  7. Проверить наличие типовых контрактов, типовых условий контрактов;
  8. На основе законодательства определить документы, которые должны быть предоставлены участником закупки в составе заявки и (или) в ходе исполнения контракта;
  9. Раскрыть обязательные по ст.33 ФЗ № 44 пункты описания объекта закупки;
  10. Определить, какие сведения о товаре, работе, услуге участник закупки должен раскрыть в своей заявке;
  11. Откорректировать проект контракта по итогам полученного технического задания (порядок приёмки, гарантийные обязательства и др.);
  12. Подготовить инструкцию по заполнению заявки с учётом разработанного технического задания.

Ещё опишем для примера последовательность действий по разработке документации об электронном аукционе.

Контрактный управляющий: предварительная беседа по телефону о предмете закупки.

Специалист:: изучение плана закупок и плана-графика заказчика на сайте zakupki.gov.ru.

Совместное обсуждение:: по телефону (по видеосвязи) особенностей размещения закупки и определение перечня услуг специалиста (например, включение в перечень услуг по созданию проекта контракта, технического задания (спецификации, проектно-сметной документации), обоснования начальной (максимальной) цены контракта).

Контрактный управляющий:: предоставление описания предмета закупки в виде технического задания, спецификации, проектно-сметной документации и т. п. на электронную почту.

Специалист:: разработка проекта документации в электронном виде и отправка файла заказчику по электронной почте.

Согласование текста документации: путём переписки по электронной почте.

Конечно, воспользоваться этим советом для человека технической специальности, обладающим алгоритмическим мышлением, проще простого. Но, поверьте, я знаю, что говорю, человек с гуманитарным образованием тоже легко научится использовать в работе данный подход.

Неочевидный совет второй. Создавайте шаблоны документов.

Например, шаблон обоснования начальной цены контракта. Пример приводим ниже.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

(выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту)

(указывается полное наименование объекта закупки)

Используемый метод определения начальной (максимальной) цены контракта_____________

(указывается примененный заказчиком метод определения Н(М)ЦК)

По объекту:

По адресу:

Основания для расчёта:

1. Акт об утверждении проектной документации, включая сводный сметный расчёт.

от _____ г. № ________.

2. Заключение экспертизы от _____ г. № ________ (при наличии)

3. Утверждённый сводный сметный расчёт.

Нормативные документы (приказы по сметно-нормативной базе, справочники, методики и иные документы), в соответствии с которыми выполнен сметный расчёт ________________

Наименование работ и затрат
Стоимость работ и затрат, руб.
1
2
Стоимость работ в ценах на дату утверждения сметной документации "месяц/квартал" ____ "год" ____
Индекс фактической инфляции*
Стоимость работ в ценах на дату формирования начальной (максимальной) цены контракта "месяц/квартал" ____ "год" ____*
Индекс прогнозный инфляции на период выполнения работ*
Стоимость работ с учетом индекса прогнозной инфляции на период выполнения работ "месяц/квартал" ____ "год" ____*
НДС, ___%
Начальная (максимальная) цена контракта

*при необходимости

Ещё один пример шаблона обоснования начальной цены контракта.

Руководитель _________________

___________/____________/

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта/максимального значения цены контракта
(в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить)
/
начальной цены единицы товара, работы, услуги /начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги
(выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации, а также строительства некапитальных строений и сооружений)

Протокол
начальной (максимальной) цены контракта

Объект закупки

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Начальная (максимальная) цена контракта составляет

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

(сумма цифрами и прописью)

начальная максимальная) цена контракта включает в себя расходы

на__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Приложение:

Расчет начальной (максимальной) цены контракта.

Приложение:

Расчет начальной (максимальной) цены контракта.

Контрактный

управляющий: ________________________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)

«__» ______________ 20__ г. Ф.И.О. исполнителя/контактный телефон

Наличие необходимых шаблонов позволит контрактному управляющему быстро и эффективно готовить документы, не загружая себя ворохом бюрократической документации.

Неочевидный совет третий. Регулярно проводите самопроверку знаний.

Самопроверка знаний является одним из ключевых инструментов для поддержания профессионального уровня и соответствия требованиям законодательства. Прежде чем приступать к самопроверке знаний, необходимо определить области, в которых вы чувствуете себя неуверенно. Это могут быть новые законы и нормативные акты, изменения в законодательстве, новые технологии и методы управления контрактами.

Для самопроверки используйте различные источники информации, такие как специализированные сайты, форумы, книги, статьи и видеоуроки. Это поможет вам получить разносторонний взгляд на проблему и найти наиболее подходящие решения.

Важным элементом самопроверки являются практические задания и тесты, которые помогут вам закрепить полученные знания и навыки. В интернете много сайтов, которые проводят тестирование по госзакупкам и 44-ому федеральному закону. Практические задания, а их можно формулировать самому себе, могут быть связаны с анализом контрактов, составлением документации, проведением переговоров и другими аспектами контрактного управления.

Самопроверка знаний должна быть регулярной и систематической. Определите периодичность обновления знаний и следуйте этому графику. Это поможет вам всегда быть в курсе последних изменений и оставаться конкурентоспособным на рынке труда.

Самопроверка знаний является важным инструментом для поддержания профессионального уровня контрактного управляющего. Регулярное проведение самопроверки знаний поможет вам избежать ошибок, повысить свою эффективность и успешно выполнять свои обязанности.

Неочевидный совет четвёртый. Участвуйте в профессиональных конференциях и семинарах. Это необходимо контрактному управляющему для получения актуальной информации о последних изменениях в законодательстве и нормативных актах. Не менее важен обмен опытом с коллегами и экспертами в области закупок и расширение круга деловых контактов.

Соблюдение всех требований законодательства и постоянное развитие профессиональных навыков помогут контрактному управляющему эффективно выполнять свои обязанности и избегать возможных нарушений.

Далее остановимся на типичных ошибках, которые может допустить контрактный управляющий.

Типичные ошибки контрактного управляющего в сфере госзакупок.

Контрактный управляющий играет ключевую роль в процессе государственных закупок, и от его профессионализма зависит успешность проведения процедур. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые могут привести к серьезным последствиям.

Ошибка первая. Излишние требования к участникам закупок.

Установление необоснованных требований к участникам является одной из самых частых ошибок. К примерам таких требований относятся:

  • требование наличия лицензий, которые не обязательны для части работ;
  • установление лишних требований о наличии допусков СРО — саморегулируемых организаций;
  • введение дополнительных квалификационных критериев без достаточных на то оснований.

Такие действия приводят к ограничению конкуренции и становятся причиной разбирательств в ФАС (федеральной антимонопольной службе), где обычно выигрывают поставщики.

Ошибка вторая. Неправильное объединение объектов закупки.

При попытке оптимизировать процессы заказчики часто объединяют в одну закупку технологически несвязанные объекты. Типичные примеры:

  • объединение опытно-конструкторских работ с поставками и монтажом;
  • совмещение различных видов работ, не связанных между собой.

Важно помнить, что такое объединение может быть признано нарушением правил описания объекта закупки.

Ошибка третья. Неверный выбор способа определения поставщика.

Ошибочный выбор процедуры закупки – серьёзное нарушение, которое может привести к отмене всей процедуры. Основные ситуации:

  • проведение конкурса вместо аукциона при наличии товара в аукционном перечне;
  • излишнее усложнение процедуры выбора поставщика;
  • неправильный расчёт начальной максимальной цены контракта.

В итоге контрактный управляющий и его организация столкнётся с серьёзными последствиями таких ошибок. Каждая из перечисленных ошибок может привести к следующим проблемам:

  • жалобам в ФАС и длительным разбирательствам;
  • административной ответственности;
  • отмене проведенной процедуры;
  • повторному проведению закупки.

Работа контрактного управляющего требует высокой ответственности и внимания к деталям. Предотвращение перечисленных ошибок поможет провести закупку успешно и избежать неприятных последствий. Важно помнить, что любая неточность может привести к серьезным последствиям как для заказчика, так и для контрактного управляющего лично.

Чему же ещё должны научить контрактного управляющего на курсах профессиональной переподготовки?

Ну, конечно, философскому и системному подходу к освоению системы государственных, муниципальных и корпоративных закупок. Под философским подходом мы понимаем осознание контрактным управляющим пяти принципов, на которых строится вся система госзакупок.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ

Принцип первый. Открытость и прозрачность.

Принцип второй. Обеспечение конкуренции.

Принцип третий. Профессионализм заказчика.

Принцип четвёртый. Ответственность за результат и эффективность при проведении закупок.

Принцип пятый. Единство контрактной системы в сфере госзакупок.

Закон 44-ФЗ определяет ещё один принцип — стимулирование инноваций, но это непонятная фраза скорее всего упоминается «для красного словца».

Открытость и прозрачность госзакупок обеспечивается путём размещения всей необходимой информации в единой информационной системе. А доступ любого гражданина в эту систему свободен и безвозмезден.

Обеспечение конкуренции между поставщиками товаров, работ, услуг, конечно, зависит исключительно от добросовестности всех участников организации закупок. К таковым относятся: заказчики, действующие от их имени комиссии по организации закупок, специализированные организации, операторы электронных площадок. Только запретительные меры, которые очень суровы к возможной недобросовестности любого из перечисленных лиц, способны стать на защиту интересов поставщиков.

Профессионализм заказчика поддерживается возможностью привлечения квалифицированных специалистов. Закон предусматривает и, в ряде случаев, прямо обязывает заказчиков принимать меры по поддержанию и повышению квалификации или профессиональной переподготовке должностных лиц, занятых в сфере закупок.

Ответственность за результат и эффективность определяется тем, что должностные лица заказчиков при планировании и проведении закупок обязаны достигать заданных результатов по обеспечению государственных и муниципальных нужд. И за это они несут персональную ответственность. Стоит напомнить, что контрактный управляющий является одним из таких должностных лиц.

Единство контрактной системы

Единство контрактной системы — это единство процесса достижения целей закупок. Этот неразрывный процесс состоит из планирования, осуществления закупок, мониторинга закупок, аудита, контроля.

Что мы понимаем под системным подходом к процессу закупочной деятельности. Контрактный управляющий, получивший достойное образование, чётко представляет себе работу не только участников процесса закупок, но и средств (можно сказать - инструментальных), обеспечивающих работу комплекса «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд». К этим средствам относятся: единая информационная система (ЕИС), электронные торговые площадки. Условно к этим же средствам можно отнести и комиссии по осуществлению закупок.

Единая информационная система работает с 2016 года. В этой системе хранится самая полная информация о каждой закупке, проведённой в стране. Информация затрагивает все этапы закупок — от планов закупок и извещений о конкурсных процедурах до описаний выполнения контрактов, включая каждый этап выполнения. По закону все заказчики обязаны размещать в системе информацию о закупках. Но надо понимать, что главная польза системы — это возможность для поставщиков, независимо от их местонахождения, получать информацию о планируемых и проводимых торгах. Помимо прочего, важной составляющей частью единой информационной системы являются информационные блоки, называемые реестрами. Перечислим эти блоки:

  • единый реестр участников закупок;
  • реестр недобросовестных поставщиков;
  • реестр контрактов заказчиков;
  • реестр банковских гарантий;
  • реестр жалоб, проверок, предписаний;
  • реестр единственных поставщиков товара, производство которого создаётся на территории Российской Федерации.

Помимо этого в систему входят и другие блоки информации, всевозможные каталоги, типовые документы и пр. Предназначение такой организации информации — облегчить работу лиц, участвующих в закупках, и сделать предоставление информации удобным и общедоступным.

Для чего же нужны электронные торговые площадки? Они являются посредником в заключении контрактов между заказчиками и поставщиками. Основной их функцией изначально являлось проведение электронных аукционов. Термин, конечно, явно неудачный и ставящий в тупик любого грамотного человека. Само слово аукцион происходит от латинского слова auctio — увеличение. Большой толковый словарь русского языка даёт такие определения: аукцион — публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предлагает более высокую цену; место такой распродажи.

На электронных площадках всё происходит совсем наоборот. Поставщики, в общем случае, соревнуются в том, кто предложит наименьшую цену за исполнение контракта. Но на удивление, корявое понятие «электронный аукцион» прижилось в сфере госзакупок. Так что контрактному управляющему в ходе обучения госзакупкам придётся недоумевать, но привыкать к такому специфическому термину.

Дополнительной функцией электронных торговых площадок является проведение и других видов электронных закупочных процедур — конкурсов, запросов. На торговых площадках также можно узнать о проводимых процедурах закупок, но только тех, которые есть на этой площадке. С помощью функционала электронных торговых площадок контракты между заказчиком и победившим поставщиком также можно заключать в безбумажном варианте. Электронные контракты подписываются с обеих сторон электронными подписями.

Надо отметить, что таких площадок, работающих в сфере закупок по 44-ФЗ, шесть, все они разные, с разной системой взаимодействия с пользователем. Правда, контрактному управляющему, в деталях вряд ли придётся знакомиться с работой каждой площадки. Организация, в которой он осуществляет свою деятельность, предпочитает проводить процедуры закупок на одной из площадок. Хотя, возможны варианты.

Комиссии по осуществлению закупок — это орган, непосредственно определяющий поставщиков или подрядчиков, с которыми будет заключаться контракт. Заказчик может создавать специализированные комиссии: конкурсные, аукционные, котировочные. Может создаваться и единая комиссия, которая объединяет в себе задачи всех вышеперечисленных комиссий.

Важный вопрос для контрактного управляющего

Напоследок осветим важный вопрос, с которым, не дай бог, может столкнуться контрактный управляющий. Это — коррупция. Государственные закупки являются одним из ключевых механизмов распределения бюджетных средств, что делает эту сферу особенно уязвимой для коррупционных проявлений. Наиболее частые проявления коррупции:

  • искусственное дробление закупок для обхода конкурентных процедур;
  • составление технических заданий под конкретного поставщика;
  • создание барьеров для определённых поставщиков;
  • внесение изменений в документацию в пользу конкретных участников;
  • реестр жалоб, проверок, предписаний;
  • неправомерное отклонение заявок добросовестных участников;
  • нарушение порядка оценки заявок;
  • принятие работ без фактического исполнения;
  • завышение объёмов и стоимости выполненных работ.

Конечно, не со всеми коррупционными явлениями может бороться контрактный управляющий. Но если исходить из задач, которые он выполняет, а именно организация закупок и контроль исполнения контракта, то в его руках есть действенный инструмент. Это — экспертиза. Организация антикоррупционной экспертизы документации о закупках является важным элементом борьбы с коррупцией. Эксперты, хорошо понимающие о чём идёт речь, могут проанализировать конкурсную и аукционную документацию с точки зрения её соответствия законодательству, техническим нормативам и требованиям, здравому смыслу. На стадии же приёмки товара или выполнения работ, услуг заказчик обязан проводить экспертизу товара и результатов работ, услуг. Учитывая, что для этих целей всегда можно пригласить экспертов со стороны или экспертную организацию, возможность выявить сговор, хитрость поставщика есть всегда.

Стоит отметить, что именно контрактный управляющий будет заниматься взаимодействием с экспертами, и для этого ему лучше быть грамотным профессионалом. Тонкие места для возможных злоупотреблений он должен понимать и учитывать их в своей повседневной работе.

Сейчас многие сотрудники государственных и муниципальных структур обязаны повышать свою квалификацию в области противодействия коррупции. Учитывая этот факт, возможно стоит и контрактному управляющему посетить или пройти дистанционное обучение по какому-нибудь курсу типа «Основы профилактики коррупции». А ещё лучше по курсу типа «Противодействие коррупции в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок».

Это, конечно, не полный перечень советов, которые мы могли бы дать контрактному управляющему. Но мы надеемся, что статья была полезна для правильного позиционирования себя в профессии и понимания своих перспектив в ней.

11.04.2025 г.